tomasmorr (tomas_morr) wrote,
tomasmorr
tomas_morr

Categories:

Казахстан: железнодорожный путь в Европу




Железнодорожный Шелковый путь
Казахстан имеет большие шансы подорвать монополию России

Казахстан имеет большие шансы подорвать монополию России и ее политический контроль над транспортными потоками между Востоком и Западом

г. Киев 6 июня, 2013.  Автор: неизвестен

Железнодорожный Шелковый путь. Казахстан имеет большие шансы подорвать монополию России

Веками Восток поставлял в Европу то, что было в цене, – специи, нефрит, драгоценности и шелка. Караваны верблюдов везли драгоценный груз через безводные пустыни древним Шелковым путем. Сегодня Китай стал всемирным цехом и снова открывает древние сухопутные маршруты в Европу, чтобы ускорить транспортировку миллионов своих контейнеров. Однако современный Шелковый путь сделают из стали. Сейчас строят новый «Евразийский сухопутный мост» – железную дорогу, по которой застучат поезда, преодолевая тысячи миль из Поднебесной через Среднюю Азию до Стамбула, а затем через Балканы в Германию, на Запад.

Казахстану как ни одной другой стране повезло с географическим положением: как раз на линии золотого транспортного потока. Эта бывшая республика СССР с огромной территорией лихорадочно строит теперь автомобильные и железнодорожные пути для перевозки товаров от границы КНР до Европы. Используя сверхдоходы от нефтяной промышленности и минеральных ресурсов, Астана потратила протяжении последнего десятилетия $135 млрд на открытие альтернативы Транссибирской магистрали. Так она подорвала монополию Москвы и ее политический контроль над транспортными потоками между Востоком и Западом и предложила китайским экспортерам сократить 45-дневный путь их грузов в Европу минимум на 35 дней.

Россиян не радуют процессы, которые делают бывшие среднеазиатские союзные республики политически и экономически менее зависимыми от Кремля или теснее привязывают их к Китаю

В апреле бессменный лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов торжественно забили последние символические костыли на новый участке железнодорожного полотна на границе своих стран. Теперь грузы можно через туркменскую территорию быстро доставлять на юг – до Ирана, в порт Бендер-Аббас на Персидском заливе. За последнее десятилетие Казахстан построил около 1200 км новых железнодорожных путей на западе, ближе к Турции. А в октябре будет устранено последнее препятствие: откроется новый тоннель стоимостью $1,9 млрд под Босфором. Поезда направятся под этой полноводной протокой просто до сердца Европы.

На недавней конференции в Казахстане его министры объявили о планах использования новых транспортных путей как коридоров для развития, где будут построены промышленные предприятия, создана высокотехнологичная инфраструктура, а новые города и центры хайтека вдоль транспортных артерий охватит интернет. На VI Экономическом форуме в Астане вице-премьер-министр Кайрат Келимбетов, который получил западное образование и выступает за скорейшую модернизацию своей страны, обратился к 8 тыс. делегатов двухдневного форума с такими словами: «Это прекрасная возможность сделать из Казахстана транспортный узел. Мы станем коридором процветания». Такая система, как он добавил, свяжет рынки, где проживает 2 млрд человек – треть населения мира.

Успешная экономика Казахстана зависит от роста инвестиций как из Европы, так и из Китая, а масштабный экспорт минеральных ресурсов и энергии обеспечивает стране огромные доходы на обоих рынках.

Улучшение недостаточно развитой транспортной инфраструктуры в Казахстане – один из государственных приоритетов на будущее. Но во время прокладки новой железной дороги между Востоком и Западом придется преодолевать большие проблемы. Первая – собственно маршрут. Линия через Казахстан, Туркменистан и Иран до Турции уже построена, хотя паромная переправа через озеро Ван на востоке последней отнимает много времени. Правда Запад под влиянием Америки не хочет ни инвестировать в железнодорожную ветку, которая проходит по территории Ирана, ни пользоваться ею. К тому же политическое напряжение в регионе означает, что в любой момент границы между отдельными среднеазиатскими государствами могут быть закрыты. Казахстан строит альтернативу: линию через Астану до берегов Каспийского моря, откуда паромная переправа довезёт поезда до азербайджанских берегов, а дальше они будут идти к Грузии. Старый, еще советский кавказский маршрут пролегал в Турцию через Армению, но война между ней и Азербайджаном заблокировала его, поэтому сейчас строят обходной маршрут вокруг армянской территории до Турции через город Карс.



Вторая проблема – разница в ширине колеи. Все государства на территории бывшего Советского Союза пользуются полотном шириной 1520 мм, а Китай, Иран, Турция и континентальная Европа – стандартным, 1435 мм. В пунктах перехода между системами (на станции Достык на казахстанско-китайской границе, Серахс на туркмено-иранском или Ахалкалаки на грузино-турецком) контейнеры необходимо перегружать на другой поезд с отличной шириной колесных пар. Пассажирские поезда из Европы в Россию теряют много времени, когда их переставляют на более широкую колею, но для товарных это будет и вовсе невыгодно. В Испании разработали механизм для сужения колесных пар во время перестановки на более узкое полотно, поэтому поезда могут менять этот параметр на ходу, но стоимость закупки полностью нового парка товарных вагонов с таким оборудованием будет заоблачная. Кроме того, следует радикально упростить таможенные соглашения. Представители транспортного министерства Казахстана сообщили на форуме, что сейчас около 32 стран подписали рабочую договоренность о едином таможенном режиме для транзитных поездов. Впрочем, бюрократия и коррупция угрожают сделать прохождение границы дорогим и непредсказуемым.

Последний вопрос – финансы. Китай, который сам энергично строит скоростную железнодорожную сеть на собственной территории, инвестирует миллиарды в подобные системы в мире, предлагая займы и гранты многим из соседей, чтобы продолжить «евразийский сухопутный мост». Несколько центральноазиатских государств, особенно Казахстан, имеют в распоряжении большие средства на новые линии и параллельные автодороги. Всемирный банк предложил Астане кредит суммой $2 млрд 125 млн – на выполнение планов развития транспорта. Другая часть средств поступает от банков и частных инвесторов.

Но, несмотря на давнюю поддержку со стороны региональных комиссий ООН по экономическим вопросам и официальное одобрение России и Запада, политические препятствия все еще есть. РФ хочет удержать больше транспорта для своей Транссибирской магистрали – медленной, безнадежно устаревшей и с постоянными пробками. Присутствовавшие на конференции российские чиновники отмечали, что Москва считает евразийскую линию приложением к Транссибу и не возражает против ее строительства. Но фактически новая ветка будет непосредственным конкурентом. Несомненно, россиян не радуют процессы, которые делают бывшие среднеазиатские союзные республики политически и экономически менее зависимыми от Кремля или теснее привязывают их к Китаю.

Америка тоже с очень большим сомнением относится к планам экспорта товаров КНР через иранскую территорию и Персидский залив или к любой линии, что теснее свяжет Турцию и Иран.

Но на обоих концах предложенного маршрута продолжается масштабное железнодорожное строительство. Европе крайне необходимы китайские товары, а Поднебесной нужно продавать их. Большие инвестиции обоих в скоростные железные дороги только разожгли желание вставить пропущенное звено между двумя рынками. Казахстан увидел историческую возможность восполнить пробел и самому стать караван-сараем (главным местом отдыха) на завтрашнем железнодорожном Шелковом пути из Китая в ЕС и обратно.




Tags: статьи
Subscribe
promo tomas_morr may 25, 2016 14:46 36
Buy for 100 tokens
Есть такой учёный - Сергей Савельев. Его основная мысль состоит в том, что мозг испытывает самое большое удовольствие от простого бездействия. Именно поэтому люди так не любят трудиться, особенно умственно. И при этом Савельев не советует бездействовать. Он может вам посоветовать пить,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment